В Международный день театра в Чувашском академическом драматическом театре им. К.В. Иванова состоялась торжественная церемония награждения победителей XXIII республиканского конкурса «Узорчатый занавес» («Чĕнтĕрлĕ чаршав»).
Шесть театров республики представили десять конкурсных спектаклей для разных возрастных категорий. В составе жюри театрального конкурса «Узорчатый занавес» («Чĕнтĕрлĕ чаршав») работали как деятели культуры и искусства республики, так и театральные критики из Москвы и Екатеринбурга – Павел Руднев, Лариса Барыкина, Анастасия Иванова.
Победителей конкурса определяли в семи номинациях: «Лучший спектакль года», «Лучший спектакль для детей», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль», «Лучшая сценография», «Лучшая роль второго плана» и «Лучшее музыкальное оформление спектакля».
Лучшим спектаклем года назван спектакль Чувашского ТЮЗа им. Михаила Сеспеля «Кукушкины слезы» («Куккук куççулĕ») Михаила Юхмы в постановке калмыцкого режиссера Бориса Манджиева. Спектакль также принес признание актрисе Венере Пайгильдиной: ее Эльза была признана лучшей женской ролью.
Лучший спектакль для детей, по мнению жюри, спектакль Чувашского театра кукол «Сказка о Ежике, волшебном лесе и еще кое о чем…» Дениса Андронова; он выступил и как автор пьесы, и как режиссер. Композитор Андрей Галкин, также работавший в этом спектакле, стал победителем в номинации «Лучшее музыкальное оформление спектакля».
![](https://info-ant.ru/wp-content/uploads/2023/03/L913gxxOvpU-600x800.jpg)
Дипломом конкурса в номинации «Лучшая мужская роль» награжден артист Чувашского академического драматического театра им. К.В. Иванова Александр Кураков, исполнивший роль Соседа в спектакле «Очень простая история» («Айăпсăр чун») по пьесе Марии Ладо. А за роль Алексея специального диплома жюри удостоился молодой артист Григорий Петров.
Специального диплома жюри также удостоен Павел Андреев за дебют в спектакле «Двенадцать месяцев» режиссера Дмитрия Сарвина (Чувашский театр юного зрителя им. Михаила Сеспеля).
Мы попросили прокомментировать итоги конкурса известного театрального критика Павла Руднева, одного из членов жюри.
![](https://info-ant.ru/wp-content/uploads/2023/03/HiTZc5d6-T8.jpg)
Как вы оцениваете уровень спектаклей фестиваля в целом?
Фестиваль отражает состояние театров в регионе в определенном сезоне, это срез того, что театры считают лучшим в своей работе. Хороших работ было не очень много, но они были. Мне трудно сказать, характерно ли это для Чувашии или нет, так как я был в Чебоксарах первый раз. Наиболее удручающим оказалось состояние театра для детей: здесь было много дежурного, сделанного просто, не затрачиваясь, «на коленке».
Сложно ли было делать выбор?
Нет. Лучшие спектакли выделялись, были на поверхности.
Для вас лично были какие-либо открытия? Самое яркое впечатление на фестивале?
Это спектакль, который стал лучшим для жюри – «Кукушкины слезы» в ТЮЗе имени Сеспеля. Борис Манджиев поставил эпический чувашский роман Михаила Юхмы – о чувашском человеке, тяжело, с потерями переживающий «век-волкодав» – XX век. Эпический характер действия сопоставим с мощью «Тихого Дона». Талантливой была работа Чувашского театра кукол «Сказка о ежике, волшебном лесе и еще кое о чем…». Нежный, трогательный, визуально совершенный сюжет об одиночестве и травмах только что родившегося Ежика, которому предстоит научиться существовать в мире. И здесь были прекрасные куклы.
Какие пожелания участникам?
В Чувашии остро не хватает режиссуры – имен, значимых в федеральном масштабе. Приглашение Бориса Манджиева из Калмыкии сразу дало результат. Но важно и поддерживать местные кадры в их раннем развитии: начинающий режиссер Денис Андронов явно человек со вкусом и острым чувством реальности – и прежде всего реальности ребенка. Также в театрах не хватает современных пьес.