Айдар Хафизов так говорил о себе в одном из интервью: «Мне без разницы, маленькая или большая роль. Когда начинаются репетиции нового спектакля с моим участием, у меня даже сон пропадает, я сам меняюсь, быт меняется, аппетит исчезает. И к любой работе всегда отношусь ответственно. А если я стану переживать о несбывшихся ролях и мечтах… Если уж ты посвятил свою жизнь театру, а по-другому здесь нельзя, то должен понять простую вещь – театр не существует ради тебя одного, каким бы гениальным ты ни был… Вот есть гениальная фраза Станиславского: «Любить искусство в себе, а не себя в искусстве». Это уже штамп, но это результат наблюдений. Если ты понимаешь эти вещи, ты чувствуешь себя частью целого, частью большой семьи».
Айдар Хафизов родился 20 мая 1943 года в селе Конь Пестречинского района Татарской АССР. В 1970 году окончил татарский актерский курс Казанского театрального училища, где мастерами курса были Марсель Салимжанов и Рафкат Бикчантаев. Творческая жизнь актера, а это полвека, связана с Театром им. Г. Камала, где он (с перерывами проработал) с 1970 года до своей кончины в 2020 году. Айдар Хафизов также руководил любительским театральным коллективом во Дворце культуры имени Ленина (1971–1974), работал в 1974–1975 годах администратором Кукольного театра, в 1975–1976 годах – мастером художественного слова в Казанской филармонии, в 1976–1978 годах – артистом передвижного театра (ныне – Театр им. К. Тинчурина).
С первых шагов на сцене работы Айдара Хафизова привлекли к себе внимание строгостью формы и многогранностью воплощения образа, исключительной подробностью воссоздания характера персонажа. Естественность, непосредственность в его исполнении органично уживались с точной проработкой каждого мгновения жизни персонажа на сцене. Айдар Хафизов был актером, которому были подвластны все жанры без исключения. Безупречное чувство стиля автора, глубокое постижение роли позволяли актеру создавать на сцене неповторимые образы, в которых единичность соседствовала с обобщением.
В числе значительных ролей на сцене Театра им. Г. Камала: Азамат в «Не улетайте, жаворонки!», Адаш в «Трех аршинах земли» А. Гилязова, Мирсаид в «Разводе по-татарски» Х. Вахита, Кучкар в «Зульфие» К. Амирова, Жигангир-хан в «Ходже Насретдине», Ишмаев в «Гульджамал» Н. Исанбета, Камали в «Несчастном юноше» Г. Камала, Тимуш в «Голубой шаль», Салих в «Казанском полотенце» К. Тинчурина, Гайни-бай в «Кукольной свадьбе» Г. Исхаки, Якуб Акчурин в «Мы уходим, вы остаетесь», Халиулла в драме «Ильгизар + Вера», Шахит в «Прощайте!», Нургали в «Вот так случилось», Ланфредини в «У совести вариантов нет», Газраиль в «Старике из деревни Альдермеш» Т. Миннуллина, Дервиш «В ночи лунного затмения» М. Карима, Корсамат в «Плахе» по Ч. Айтматову, Нугман в «Наследии» Г. Каюмова, Кадырбирде в «Идегее» Ю. Сафиуллина, Транио в «Укрощении строптивой» У. Шекспира, Бурхан в «Кольце косого Кирама» Амануллы, Пеппино в «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо, Зайнулла в «Женщинах 41-го» З. Зайнуллина, Альтоум в «Принцессе Турандот» К. Гоцци, Майк Стерн в «Моем белом калфаке» И. Юзеева, Халил Абжалилов в «Будить сердца людей» Р. Мухаметшина и многие другие.
Коллеги по театру, говоря об актере, вспоминали о нем как о незаурядной личности и художнике.
Фарид Бикчантаев, главный режиссер театра: «Артиста нельзя любить, его надо уважать! В последние годы чувство уважения, которое я испытывал к Айдару абый, росло. Он был человеком широкого кругозора, чрезвычайно образованным, по части знания татарской литературы ему не было равных».
Равиль Шарафеев, народный артист России и Татарстана: «Отличительной чертой актерской манеры Айдара было то, что он подробно работал над своим персонажем. Не уходил в сторону в своей трактовке, а словно углублялся, пытаясь докопаться до самой сути характера своего героя. Он всегда знал кого играет, все предлагаемые обстоятельства были им серьезно проработаны. Для артиста важен взгляд. Есть артисты с пустым взглядом, смотрит на тебя, а тебя не видит в сцене. Взгляд Айдара всегда был взглядом самого героя, которого он воплощал на сцене. Однажды, когда играли премьеру «Ходжи Насретдина» на зрителе, я был Ходжой, а он Ханом, то поймал себя на мысли, что на меня сейчас смотрит самый настоящий Тамерлан, свирепый хан, и даже немного не по себе стало. Так умел передавать суть своего персонажа Айдар. Я бы назвал Айдара татарским Жаном Габеном!».
Ильдар Хайруллин, заслуженный артист России, народный артист Татарстана: «Он был не только замечательным актером, но и прекрасным человеком, который умел все, ему все удавалось. Если ловил рыбу, то мешками, если возделывал сад, то он приносил большой урожай. Словом, это был человек, который понимал красоту самой жизни».
Гузель Шакирова, заслуженная артистка Татарстана: «Мы его называли Айдар абый, по-родственному, что ли, когда учились. Он для нас был и мастером, и родным человеком, к которому мы испытывали уважение. Он многому нас научил и в профессии, и дал важные уроки жизни».
Фото предоставлены театром.