В день своего 60-летия замечательная актриса, дочь выдающегося якутского режиссера Федота Потапова – основателя Нюрбинского передвижного театра и многолетнего руководителя Саха академического театра (1961-1983), — выйдет на сцену в роли Толгонай в спектакле «Материнское поле» («Ийэ сирэ») по одноименной повести Чингиза Айтматова.
Елизавета Потапова родилась в Якутске в 1963 году. Актриса «с сияющими глазами, одна из красивейших якутских актрис», как говорят о ней, не думала об актерской профессии, хотя, как все театральные дети, проводила за кулисами много времени. Она занималась танцем во дворце пионеров, с ансамблем дети даже ездили выступать в Москву. Но однажды, как вспоминает именинница, в 1974 году, в Саха театр приехала большая группа выпускников Щепкинского театрального училища, с которыми ее отец поставил спектакль «Суосалдьыйа Толбонноох», и вот тут всё круто изменилось. И когда, спустя годы, восьмиклассница Лиза услышала, что будут набирать актерскую студию в Щепкинском училище, то решила попробовать свои силы и оказалась в числе 20-ти счастливчиков из шестисот молодых людей, мечтавших связать свою судьбу с театром. Окончив в 1985 году Высшее театральное училище им. М. Щепкина, она сразу же отправилась на работу в основанный когда–то ее отцом Нюрбинский передвижной драматический театр, где проработала более десяти лет и сыграла в трех десятках спектаклей.
На сегодняшний день Елизавета Потапова вот уже более четверти века является ведущей актрисой Саха академического театра. Глубиной проникновения в образ и многогранным талантом она восхищает и продолжает радовать своих поклонников, каждым выходом на сцену утверждая высокую планку мастерства и признаваясь в любви к делу всей жизни.
В ее репертуаре национальная и мировая классика, современная драматургия. Ее лучшие роли, среди которых Снежана («Похищение века» В. Федорова), Айыы Куо («Сон шамана» А. Кулаковского), Кэти («Восемь любящих женщин» Р. Тома), Нургусун («Лоокуут и Нурсугун» Т. Сметанина), Даайыс («Тина жизни» А. Софронова), Хара Мотуо («Цветок Севера»), мать Кысалга, Дархан Манан Хопто («Черный стерх», «Долина стерхов» И. Гоголева), Надежда, Варвара Никифорова, Майя («Я вернусь…», «Восхождение Первого», «Кэт Марсден. Сестра милосердия» В. Харысхала), Аан Ахталыйа (олонхо «Кыыс Дэбилийэ»), синьора Монтекки («Однажды в городе» по трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Амелия («Дом Бернарды Альба» Ф. Лорки), Кутурган Куо («Свет белого дня» Е. Захаровой), Харитина («Судьба» Н. Якутского) и многие другие, – плоть от плоти актрисы, готовой с подлинным чувством прожить жизнь персонажа на сцене. Елизавета Потапова известна также по фильмам кинокомпании «Сахафильм»: «Перелом», «Бисирэм», «Черная маска», «Неоплаченный долг» и другие. Театральную деятельность совмещает с работой на телевидении, где ведет передачу «Кэл, олор сэьэргэьиэх» на НВК «Саха», как мастер художественного слова радует поклонников чтецкими программами.
Роль Толгонай стала для актрисы этапной. Это спектакль ее отца. Постановка в репертуаре театра с 1965 года, именно тогда Федот Потапов впервые вывел на сцену якутского театра персонажей повести Чингиза Айтматова. Спектакль пережил несколько редакций, но сохранил партитуру и нерв до сих пор. Его называют «наша классика», «наш золотой фонд».
Елизавета Потапова говорит о своей роли в этом спектакле с особым почтением, для нее это любимая работа и дань уважения памяти отца: «Папа поставил “Материнское поле” в память о своем детстве, отнятом войной. Ему было 11 лет, когда она началась. Отец ушел на фронт, они с матерью остались вдвоем, а вскоре она умерла от голода». Актриса стала второй исполнительницей главной роли после великой Александры Ивановой. Впервые она сыграла в спектакле в 2004 году в канун 75-летнего юбилея отца.
Эта роль для нее всегда большая ответственность. «Ведь я должна воскресить труд отца и воздать дань памяти первой исполнительнице главной роли», – признается актриса в интервью.
Фото с официального сайта театра.