Чеховская «Чайка» – текст для Александринского театра важнейший. Именно здесь состоялась премьера пьесы в 1896 году и ее грандиозный провал, который был отрефлексирован в книгах историка театра, театроведа Александра Чепурова, а в 2021 году – и в форме спектакля «Чехов уходит из театра», жанр которого режиссер Владислав Тутак определил как «поездка в лифте по следам одного громкого провала».
В нынешней премьере Елена Павлова не рефлексирует на эту тему, она предлагает сценическое прочтение пьесы Чехова выразительными средствами саундрамы. Время действия в спектакле будет условным, вне бытовых примет и подробностей, при этом, как обещают постановщики, «чеховский текст будет явлен в спектакле почти в полном объеме, с незначительными купюрами».
Это не первая работа Елены Павловой в пространстве Александринского театра, но с труппой театра режиссер взаимодействует впервые. Ее предыдущий опыт – спектакль «Вишневый сад» в жанре саундрамы – был создан в конкурсном проекте «7 ярус» с командой Независимого театрального проекта.
В постановочную команду спектакля «Чайка» также вошли художник Светлана Тужикова, композитор Олег Гудачев, художник по свету Эмиль Авраменко, видеохудожник Михаил Иванов. Аркадину сыграет Ольга Белинская, Треплева – Иван Ефремов, Нину Заречную – Анастасия Пантелеева.
Создатели сообщают, что в музыкальное полотно спектакля вплетены и композиции, специально созданные для спектакля Олегом Гудачевым, и хиты советской и российской эстрады, через которые себя идентифицируют персонажи и которые прочно засели в массовом сознании, – такие, например, как «Люби меня люби» (Гречка), «Плачу на техно» (Cream Soda&ХЛЕБ), «Он тебя целует» (С. Жуков и А. Потехин), «Зеленоглазое такси» (О. Кваша, В. Панфилов), «Женщина, которая поет» (А. Зацепин, Л. Дербенев) и многие другие, не исключая российскую и европейскую классику.