10 сентября 1958 года, после окончания Киевского театрального института имени Карпенко-Карого, начался творческий путь артиста, которого уже через несколько десятилетий назовут не только ведущим, но выдающимся.

Народный артист России, дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Николай Сергеевич Мартон обладает уникальным сценическим обаянием. Один из критиков назвал Мартона «князем из Мотыжина», имея в виду аристократизм и утонченность, свойственные артисту (хотя дворян в его роду не было). Николай Мартон – эталон качества сценической речи: так, как он владеет словом, голосом, сегодня могут говорить со сцены считаные единицы. Голосом Николая Мартона говорят герои многих отечественных радиоспектаклей.
Мартон недаром носит звание заслуженного артиста Республики Крым: его творческий путь начался в 1950-е годы в Крымском русском драматическом театре им. М. Горького. В труппу Александринского театра (тогда – «Пушкинский театр») Мартона в 1962 году, после исполнения роли Уриэля Акосты в одноименном спектакле по пьесе Карла Гуцкова, позвал легендарный режиссер Леонид Вивьен.
За более чем 60 лет служения Александринской сцене Николай Мартон создал более 90 ролей, каждая из которых может послужить образцом высочайшей актерской культуры, и сейчас задействован в ведущих постановках Валерия Фокина и Теодороса Терзопулоса.
Артист — обладатель множества профессиональных наград высшего калибра. «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга» награжден высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (2009), премией «Золотая маска» за лучшую роль второго плана в спектакле «Маскарад. Воспоминания будущего» (2016) и в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2017). В 2019 году стал лауреатом Премии Правительства Санкт-Петербурга в номинации «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры».
Сегодня в репертуаре артиста два моноспектакля «Вертинский. Русский Пьеро» и «А. С. Пушкин. Стихи и мысли», а также роли: Неизвестный («Маскарад. Воспоминания будущего» по драме М. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 года), Рассказчик («Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта), Смерть («Блаженная Ксения. История любви» В. Леванова), Первая жертва («Маузер» Х. Мюллера,), Чарли Янг («Честная женщина» по тексту К. Фокина).
«Моноспектакль «Монологи в Царском фойе» <…>, спектакль с феерическим абрисом десяти ролей мирового и отечественного репертуара (Шекспир, Мольер, Пушкин, Гоголь, Чехов), никогда не сыгранных актером, и новый, не всуе потревоживший тень одного-единственного артиста ХХ века, составляют, конечно, поразительный диптих, дающий представление и о богатой актерской палитре, и о масштабе артистической личности Николая Мартона», — пишет о последних моноработах артиста Надежда Таршис.