4 октября зрители увидят древнегреческую трагедию на адыгском языке (автор перевода — Мулиат Емиж) с синхронным переводом на русский.
Одна из семи дошедших до нас трагедий Софокла повествует о власти Рока, с которым человек справиться не в силах. Царю Фив Лаию была предсказана смерть от рук собственного сына.
Лаий повелел оставить новорожденного сына на съедение хищным зверям на горных пастбищах Киферона. Но Пастух не исполнил приказ царя и, пожалев ребенка, оставил его в живых. Мальчику суждено было стать наследником царя соседнего Коринфского царства. По стечению обстоятельств и невольно повинуясь Року, Эдип убил собственного отца, стал царем Фив, женился на своей матери… Но вот в страну пришла чума, и новые предсказания заставили Эдипа искать виновного, которым оказался он сам…
«Очень интересно ставить в национальном театре «Царя Эдипа» Софокла! Попробовать ее осилить — это захватывающе, это как забраться на большую скалу, посмотреть вниз и при этом с нее не свалиться. Удивительно то, как идеально эта трагедия ложится на адыгский язык. Смотришь, и нет ощущения, что постановка на незнакомом языке, потому что внутренний жест и мотив — интернациональный. Мне кажется, что человеку, знающему историю царя Эдипа, и перевод не нужен, потому что эмоционально все настолько точно, что эта история проходит на одном дыхании», — рассказал режиссер Константин Мишин.
«Поставить такую махину в республике на национальном языке в Национальном театре им. И.С. Цея стало для нас очень важной миссией. Шикарный перевод на адыгский язык сделала Мулиат Емиж. Думаю, что все смогут насладиться не только этой историей, но и красотой самой постановки, аудиовизуальными решениями, сценографией и, конечно же, самими актерами. Этот спектакль будет открытием для многих даже постоянных зрителей», — отметил художественный руководитель Театрального объединения Адыгеи Рустам Ачмиз.
Хореографом спектакля также является Константин Мишин, сценограф — Анна Федорова, художник по свету — Максим Бирюков, видеохудожник — Владимир Гусев.
В ролях: Ислам Удычак, народный артист Республики Адыгея Теучеж Такахо, заслуженные артисты Адыгеи Саниет Халаште, Аскарбий Жудов, Асиет Вайкок, Анзор Богус и многие другие.
Напомним, что Театральное объединение Республики Адыгея вошло в число участников Ассоциации национальных театров России только этой осенью.
Свою историю театр ведет с 1930-х годов ХХ века. Становлению же и развитию Национального театра Республики Адыгея предшествовала просветительская деятельность представителей интеллигенции, которая, опираясь на богатейшие многовековые традиции народного творчества, стремилась вывести театральное искусство адыгов на профессиональную сцену.
В начале ХХ века силами энтузиастов в Екатеринодаре был открыт национальный дом культуры с постоянно действующей театральной студией. Из числа этих одаренных и талантливых людей вышел и Ибрагим Цей, имя которого носит сейчас театр – член Московского общества драматических писателей и композиторов, первый директор организованного им областного театрального техникума в Краснодаре.
В 1937 году в мае решением Адыгейского обкома ВКП(б) из выпускников Краснодарского театрального училища был создан Адыгейский колхозно-совхозный театр. Позднее в труппу вступили выпускники первой национальной студии ГИТИСа. В 1942 году театр прекратил показ спектаклей: вместе с отходившими советскими войсками, артисты покинули город – к Майкопу приближались фашисты.
Воссоздать национальную труппу удалось только в 1958 году. В ГИТИС была направлена на обучение вторая национальная актерская студия. Театр постепенно приобретал популярность, и начали появляться тексты и ставиться спектакли по национальной драматургии. Спектакли по пьесам Т. Кершева, А. Евтыха, А. Хачака, Г. Схаплока, Е. Мамия проходили в переполненных залах.
Бурный расцвет Адыгейского театра неразрывно связан с третьей студией ЛГИТМиКа (ныне РГИСИ), которая вернулась в театр в 1976 году. Через 10 лет труппа вновь пополнилась выпускниками адыгейской студии ГИТИСа.
В 2001 году в Майкопе открылся филиал РАТИ (ГИТИС), в котором учились многие, кто сегодня выходит на сцену национального театра. В 2007 году театр постановлением Кабинета министров РА переименован в Национальный театр Республики Адыгея.
В 2023 году Национальный театр Республики Адыгея им. И. Цея и Русский драматический театр им. А. Пушкина стали частью Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Адыгея «Театральное объединение Республики Адыгея». Была пересмотрена репертуарная политика Национального театра, началась активная работа по сохранению и развитию национальной драматургии. Открыта творческая лаборатория с молодыми актерами, которая занимается возрождением репертуара из золотого фонда театра. Так, в рамках лаборатории прошла премьера комедии адыгского драматурга Ереджиба Мамия «Женихи», которая впервые прошла на сцене театра в 1958 году. При участии нового состава молодых актеров в 2023-м состоялся юбилейный 500-й показ.
«Многие люди приходят на спектакль несколько раз и даже подсказывают слова из зала. Идея с новым составом родилась из желания сохранить в нашем театре лучшее. Было много прекрасных спектаклей, которые по разным причинам ушли из репертуара и остались лишь в памяти зрителей. Сама пьеса «Женихи» была написана на прекрасном языке — образном, метафоричном, бытовом и вместе с тем поэтическом», — рассказали в театре.
Все спектакли Национального театра с 2023-го года проходят с синхронным переводом, что позволяет знакомить с традициями, историей, культурой и языковым наследием адыгов зрителей в разных регионах страны.