Говорят, что идею «Помилования» автор вынашивал почти 40 послевоенных лет. Мустай Карим, ушедший на фронт с институтской скамьи, встретил Победу в Вене. И война, и люди военных лет, жизни их и судьбы занимают в творчестве классика башкирской литературы огромное и важное место.
Время и место действия — начало Великой Отечественной войны, Орловская область. Главные герои повести и спектакля — солдат-механик Любомир Зух и испанка по имени Мария Тереза, которые случайно встретившись, полюбили друг друга. Однажды, чтобы проститься перед отправкой на фронт, Любомир тайно отправляется из военной части в деревню, где живет его любимая девушка. Отсутствие его в части приравнивают к дезертирству, что по законам военного времени означает смертный приговор. Приговор приводят в исполнение, а через несколько часов приходит уже не способный исправить трагическую ошибку приказ о помиловании молодого солдата…
История любви и чувства, мысли и дела каждого, кто стал участником трагических событий повести Мустая Карима, будут представлены в версии Салаватского театра в авторстве режиссера Ильсура Казакбаева, оформлении Сулпан Азаматовой (сценография) и Ильшата Саяхова (свет). Музыку к спектаклю написала московский композитор Магуля Мезинова, а хореографом выступила Ольга Даукаева.
В постановке заняты 12 актеров, а главные роли исполняют молодые артисты театра Артур Таджидинов и Нафиса Мазитова.
«Мне 20. Я молод и порою глуп. Ему тоже 20, он прыткий, хваткий, беспечный и по-детски наивный. В некоторых жизненных моментах ты не до конца понимаешь, что тобою движет. Но в данном случае Любомиром движет любовь. Он слушает свое сердце, которое лишено голоса разума. Наверное, с точки зрения обывателя, Зух вел себя безрассудно, безответственно, неправильно. А я считаю иначе. Если не этот поступок, если не этот побег, если не это последнее прощание — то что же тогда звать любовью?» — делится мыслями исполнитель главной роли Артур Таджидинов.
«Необычным решением в постановке организовано музыкально-пластическое пространство. Жанр определен как баллада. Добавим, как хоровая баллада. Хор размещен не в глубине сцены, а справа, как живописный уголок, что не только не мешает развитию основного действия на протяжении всего спектакля, но помогает расставить нужные драматургические и режиссерские акценты. И есть уверенность, что каждый зритель увидит образы и почувствует смыслы. «Помилование» – повесть вне времени, уникальное литературное произведение, новое прочтение которого никого не оставит равнодушным», — говорится в сообщении театра.