Роза Александровна в исполнении Марии Кыстояковой темпераментно и изящно рассказала для своих поклонников трогательную историю о том, что обрести себя и встретить родную душу можно в любом возрасте и при самых неожиданных обстоятельствах, и быстротечность жизни этому не помеха.
Мария Павловна Кыстоякова родилась 7 декабря 1948 года в селе Куйбышево Бейского района Хакасской автономной области (ныне Республика Хакасия). В школе занималась в художественной самодеятельности, принимала активное участие в общественной жизни. Первое признание Мария получила на конкурсе чтецов с произведением Доможакова «Лиственничная гора» в Новосибирске, а портрет пятнадцатилетней лауреатки был напечатан в газете «Комсомольская правда». Однако девочка совсем не собиралась идти в актрисы, и на экзамены в ЛГИТМиК (Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии) попала случайно: «Ну-ка, актриса, слезай с коня, поехали!» — сказал ей председатель колхоза и отвез на судьбоносный для нее экзамен. После окончания в 1974 году института Мария Кыстоякова была приглашена в труппу Хакасского национального театра им. А. Топанова, в котором служит по сей день. За полвека работы в театре актриса сыграла более ста ролей в спектаклях по пьесам мировой классики, современной и национальной драматургии, среди которых Мария Стюарт в одноименной трагедии «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, Хорда в музыкальной комедии «Одураченный Хорхло» А. Топанова, Февронья Пошлепкина в комедии «Ревизор» Н. Гоголя, Графиня де Воланж в спектакле «Опасный, опасный, очень опасный…» Л. Филатова, Миссис Форд в «Виндзорских насмешницах» У. Шекспира, Клея в «Эзопе» Г. Фигейредо, Полина Аметистова в комедии «Куплю мужа» Н. Птушкиной, Доримена в мольеровском «Полоумном Журдене», Мадам Паче «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло, Айго-Бегин в спектакле «Слеза огня» К. Чако, Олун «Любовь Чингисхана» по пьесам К. Чако, Кайда «Недопетая песня» В. Шулбаевой, Абыйа «Земля отцов» А. Кызласовой, Женщина «Рожденный небом» А. Чапра и другие.
Мария Кыстоякова проявила себя и в режиссуре, поставив «Сердце матери» по одноименной пьесе Алексея Балакаева, студенческий (дипломный) спектакль национальной студии при театре «Алтын Арығ» по героическому сказанию С. Кадышева, и в педагогике: с 1997 по 2001 годы актриса преподавала сценическую речь в студии.
Известна она и по фильмам «Конец императора тайги» (Киностудия имени М. Горького, 1977), «Пока не ступлю на мягкую траву» (Казахфильм, 1987), «Земля отцов» (Хакасфильм, 2008) и другие.
И сегодня актриса радует поклонников своего таланта, играя в спектаклях текущего репертуара: «Ретро» А. Галина, «Хан Мирген» В. Шулбаевой, «Я жду тебя…» («Мин синi сагыпчам…»), «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем» Н. Гоголя, «Одураченный Хорхло» А. Топанова и других.
«Профессию нужно любить, когда любишь, то полностью ей отдаешься, это круглосуточная работа и самоотдача. Порой это очень сложно, но если ты «отравлен» профессией, то это и есть самое ценное», — поделилась Мария Кыстоякова.
«Пусть ваш неутомимый творческий дух сопровождает вас на протяжении всей карьеры. Спасибо вам за участие в театральной жизни, за ваш вклад в развитие искусства. Желаем вам продолжения творческого роста, новых ярких ролей и успешных проектов!», — сказано в поздравлении театра.