Центральным событием празднования значимой для Александринского театра даты станет премьера спектакля художественного руководителя театра, народного артиста России Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр». Первые показы пройдут на Новой сцене им. Вс. Мейерхольда 9, 10 и 11 февраля.
«Захотелось не только в очередной раз поговорить о величии Всеволода Мейерхольда (а это действительно гениальный режиссер, реформатор театра, признанный во всем мире), захотелось посмотреть и попробовать понять, как произошло, что этот блестящий, грандиозный путь заканчивается, проследить, как его творчество развивается и как оно приходит к последним дням», – рассказал Валерий Фокин на пресс-конференции в ТАСС.
Текст постановки основан на стенограмме общего собрания коллектива Государственного театра имени Вс. Мейерхольда в 1937 году после выхода в газете «Правда» статьи Керженцева «Чужой театр». Именно эта статья дала знак к началу уничтожения Театра имени Мейерхольда. Но в спектакле будет показана начальная точка этого пути – коллективное обсуждение, а, фактически, осуждение режиссера своей труппой и всеми работниками театра.
Валерий Фокин мастерски вплетает в ткань спектакля сцены театральных воспоминаний, фантазий самого Мейерхольда, из-за чего документальный, свидетельский театр перестает быть таковым и поднимается до обобщений, затрагивая извечные вопросы: взаимоотношения художника и общества, возможности компромисса между творческой необходимостью и человеческой справедливостью, меры ответственности художника перед самим собой и перед теми, кто пошел за ним.
![](https://info-ant.ru/wp-content/uploads/2024/02/7frkn239ht44f72e0bewhqfeh5a2n73z-800x533.jpg)
Программа мероприятий ко дню рождения Мейерхольда стартовала 5 февраля открытием выставки «Александринский театр. Петербургский дом Мейерхольда» в Царском фойе. На выставке представлены подлинные костюмы, созданные по эскизам Головина к спектаклям Мейерхольда «Дон Жуан» (1910) и «Маскарад» (1917). Экспозицию дополняют информационные стенды, на которых в хронологической последовательности размещены фотографии и цифровые копии эскизов к мейерхольдовским спектаклям, поставленным на Александринской сцене с 1908 по 1918 годы, а также редкие фотографии репетиций.
8 и 9 февраля историк театра Вадим Щербаков прочитает лекции о Мейерхольде в Московском художественном театре и о событиях, предшествующих закрытию ГосТИМа.
Ключевым днем в череде этих событий станет 10 февраля, день, когда сам Мейерхольд отмечал свой день рождения. Программа начнется в 12:30 и включит возложение цветов к памятнику мастера. Перед вторым премьерным показом спектакля Валерия Фокина также состоится открытый разговор искусствоведа Ивана Чечота, театроведа, куратора Дмитрия Ренанского и композитора Владимира Раннева «Пространство Мейерхольда: 1874-2024», открытый диалог театроведов Николая Песочинского и Кристины Матвиенко «Петербургские адреса Мейерхольда».
В Санкт-Петербурге афишу 19 февраля закроет научно-практическая конференция «Мейерхольд и русский театр»
Среди партнеров театра, присоединившихся к юбилейному марафону: петербургские институции и площадки — Музей театрального и музыкального искусства, Филармония джазовой музыки, ИТМО, Кабаре «ШУМ»; Частная филармония «Триумф» из Перми и «Мира Центр» из Суздаля.
Как сообщает театр, список партнеров еще пополняется. Александр Малич, генеральный продюсер Новой сцены, отмечает: «Наш марафон – это пример горизонтальной коммуникации внутри сообщества. Мы просто рассказывали коллегам, что в феврале будет юбилей Мейерхольда. “Мы готовим программу. Если хотите, присоединяетесь”. Оказалось, что это важно не только для нас и получился такой самоорганизованный ”Мейерхольд. Марафон”».
![](https://info-ant.ru/wp-content/uploads/2024/02/bwce2h2mrgv1yh1qsdavoaivw31slbrx-800x533.jpg)
Напомним, творческая биография Всеволода Мейерхольда с 1908 года на протяжении десяти лет была тесно связана с Императорской Александринской сценой. Здесь режиссер поставил девятнадцать спектаклей, в том числе такие шедевры, вошедшие в историю мирового театрального искусства, как «Дон Жуан» и «Маскарад». По инициативе художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина имя Всеволода Мейерхольда с августа 2022 года носит Новая сцена Александринки.
«Петербург – город для Мейерхольда невероятно важный, город для него невероятно родной. Именно здесь сформировался его режиссерский опыт, началось формирование его мастерства и в многочисленных студиях, и, конечно же, в Александринском театре, в котором он поставил девятнадцать спектаклей и среди них такие безусловные шедевры, как “Гроза“, “Дон Жуан“, “Маскарад“ 1917 года, спектакль, который подвел черту, обозначил конец одной эпохи и начало другой», – подчеркнул Валерий Фокин.
Следующим событием программы «Мейерхольдоведение» станет трехдневный фестиваль к 11-летию Новой сцены, который пройдет в мае 2024 года.