Актер и режиссер Рафкат Ахметзянович Бикчантаев (10.02.1924 – 27.01.1975) родился в деревне Нижняя Береске Атнинского района Татарстана. Учился в Казанском художественном училище. После окончания актерского факультета ГИТИСа (татарская студия) в 1949 году работал в Татарском ТЮЗе, затем с 1950 года в труппе Татарского академического театра. В 1961–1962 годах учился на Высших режиссерских курсах в Москве и прошел стажировку в Театре им. В. Маяковского под руководством Н. П. Охлопкова. С 1971 по 1975 год – режиссер Республиканского передвижного театра (ныне Театр драмы и комедии имени К. Тинчурина). Постановки: «Первая любовь», «Добро пожаловать», «Где же ты?», «Если улыбнётся счастье» (Х. Вахит), «Тайны, поведанные земле» (А. Гилязов) и др. Лауреат Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая (1960, за постановку спектакля «Первая любовь»).
Перед началом спектакля на сцену вышел ученик Рафката Бикчантаева, заслуженный артист России, народный артист Татарстана Ильдар Хайруллин и поделился воспоминаниями о выдающемся актере и режиссере: «Рафкат абый был блестящим актером. Он одинаково свободно играл и комедийные роли, любил эксцентрику, и был истинным актером психологического театра, который в мгновение мог перевоплотиться в персонажа. Помню, когда мы вместе снимались в фильме, посвященном поэту-герою Мусе Джалилю, «Моабитская тетрадь», то съемочные группы, актеры из других павильонов (снимали на Ленфильме в конце 1960-х) сбегались смотреть на Рафката Бикчантаева, когда работали над его сценами. Он играл там эмигранта, бывшего татарского мурзу Шафи Алмаза. И вот принесли какой-то костюм, пиджак, брюки, совершенно обычный, но, когда, переодевшись, вышел Рафкат абый, то перед нами стоял настоящий аристократ, он внутренне менялся совершенно. И вот я, молодой 17-летний студент театрального училища, слышал, как люди между собой переговаривались: где нашли такого шикарного артиста. Там же его пригласили сняться в другом фильме, но судьба распорядилась иначе. И режиссером он был блестящим. Он открыл многих драматургов: первую пьесу Туфана Миннуллина на камаловской сцене поставил он, открыл и другого замечательного представителя того поколения шестидесятников — Хая Вахита. Рафкат Бикчантаев первым поставил его первую пьесу под названием «Первая любовь» («Беренче мәхәббәт»). И вместе с новой пьесой на сцену поднялось некое новое ощущение театра. Наш татарский зритель любит музыкальные спектакли. И в этом спектакле звучала музыка: играли на гармошке, а главная героиня играла на скрипке. И вот эта скрипка внесла на сцену интеллигентность, стиль, новое дыхание».
Сын режиссера, главный режиссер камаловского театра Фарид Бикчантаев так говорит в своем интервью об отце: «100 лет со дня рождения папы – это достаточно серьезная дата. В свое время в театре отмечали 75-летие, 90-летие. Их организацией обычно активно занималась мама, Наиля Хакимовна Гараева. Было очень торжественно, а самое главное, – тогда еще были живы люди, которые его знали лично. С каждым годом таких людей становится все меньше. Поэтому мы решили отметить юбилей премьерой – 10 февраля представим спектакль «Дуслар җыелган җирдә» («Чертов тост») по пьесе Туфана Миннуллина. И это тоже в общем-то неслучайно. Именно отец поставил в нашем театре первую пьесу Туфана Минуллина «Азат». И вообще он открыл многих драматургов, того же Шарифа Хусаинова, Хая Вахита и других.
Мама предлагала мне поставить к 100-летию со дня рождения папы спектакль по какой-нибудь пьесе из его репертуара. Несколько лет назад я поставил в Атнинском театре «Беренче мәхәббәт» («Первая любовь») Хая Вахита, за постановку которой папа стал лауреатом Тукаевской премии, и в этом же спектакле в начале 1960-х дебютировала мама. Надо признаться, что добиться современного звучания того текста было не так-то просто.
А для своего времени постановка отца стала событием невероятного масштаба! Тогда репертуар был достаточно тяжеловесный, много постановок по разнарядке, а тут живой, яркий музыкальный спектакль, новый драматург, душещипательная история, слезы, юмор, папа в нем сам играл на гармошке, мама на скрипке… Отец говорил, что на спектакле должны либо плакать, либо смеяться, а если все сразу, то это вообще гениально. Тот спектакль просто взорвал репертуарную систему. А то, что на главную роль режиссер взял никому неизвестную студентку (что было само по себе очень рискованно), даже вызвало возмущение старожилов. Раньше было принято поручать главные роли именитым, взрослым артистам. Известно, например, что Фатима Ильская играла роль Джульетты в сорокалетнем возрасте. А тут, представьте, студентку, которая по-татарски то плохо говорит, взяли на главную роль! Рассказывали, что попасть на представление было невозможно, что даже конная милиция охраняла театр, такой был наплыв народа. Отметим столетие отца премьерой «Дуслар җыелган җирдә». И эта пьеса станет хорошим подарком».