«Блистательная актриса. Талантливый и яркий режиссер. Замечательный театральный педагог… Она запомнилась родной республике именно такой – народная артистка РСФСР и Северной Осетии Орзета Алихановна Бекузарова. Сегодня, 21 февраля, ей исполнилось бы 90», — говорится в сообщении театра.
Орзета Бекузарова (1934-2007) пришла в труппу Осетинского театра в 1958 году. За годы служения в театре актриса сыграла более 200 ролей, среди которых Гертруда, Корделия и Джульетта в «Гамлете», «Короле Лире» и «Ромео и Джульетте» В. Шекспира, Матрена во «Власти тьмы» Л. Толстого, Настя в пьесе М. Горького «На дне», Эльмира в «Тартюфе» Мольера, Инкен в «Перед заходом солнца» Гауптмана, Кади в «Материнской славе» Р. Хубецовой, Зали в «Невестках Зали» Н. Саламова, Дзыгасон в «Обрученной» С. Кайтова, Фена в «Моей теще» Г. Хугаева и многие другие, вошедшие в золотой фонд национального театрального искусства. В качестве режиссера поставила 15 спектаклей.
С 1963 года Орзета Бекузарова преподавала актерское мастерство в Орджоникидзевском училище искусств. Бывшие студенты, среди которых и актеры Театра им. В. Тхапсаева, вспоминают о ней как о требовательном педагоге и называют эталоном порядочности, доброты и профессионализма. Актриса и педагог, посвятившая жизнь театру, учила не останавливаться на достигнутом, развивать свой талант, и о ее наставлениях студенты не забывают.
«После того, как я сыграл Хлестакова, я к ней подошел. Для меня очень важно было, что она скажет, она молчала, ничего не говорила, делала вид, что не замечает меня, не знает, кто я такой. И правильно делала. Кто я такой был, чтобы она обращала на меня внимание. Я с ней поздоровался, она на меня так резко посмотрела, я ей говорю, что сыграл Хлестакова, мне очень важно ваше мнение. Она так громко сказала: «Ты думаешь ты сыграл Хлестакова?!»», — рассказывает художественный руководитель Театра имени Тхапсаева Гиви Валиев в интервью.
«Я с ней играла в спектакле «Невестки Зали». Это была бытовая комедия Николая Саламова. По сценарию наша свекровь заболела, а мы снохи подумали, что она умерла. Нужно было изобразить плач. Она требовала стопроцентной веры. Я не изображала, что плачу, я по-настоящему ревела. Без этого было нельзя. Пребывать на сцене с Орзетой Алихановной – это стопроцентно верить в то, что происходит на сцене, в эту эпоху и полностью погружаться в эту атмосферу», – вспоминает Анжела Тибилова, заслуженная артистка РСО-А.