Спектакль был создан художественным руководителем театра Валерием Фокиным 16 лет назад в преддверии 200-летнего юбилея Николая Гоголя.
«Со дня премьеры (18 января 2008 года) “Женитьба” пользуется интересом и любовью публики не только в Санкт-Петербурге, но и во многих других городах России, и за рубежом. Постановка имеет поистине широкую гастрольную географию. Спектакль был показан в Милане (Италия), Варшаве (Польша), Париже (Франция), Будапеште (Венгрия), Хельсинки (Финляндия), Пекине (Китай), Белграде (Сербия), Ереване (Армения). В России “Женитьбу” увидели зрители Новосибирска, Калининграда, Омска, Вологды, Ярославля, Ульяновска, Казани (Республика Татарстан), Екатеринбурга, Тюмени, Сургута, Владивостока, Хабаровска, Якутска (Республика Саха (Якутия)), Петрозаводска (Республика Карелия), Улан-Удэ (Республика Бурятия)», — рассказали в театре.
Спектакль отмечен Национальной театральной премией «Золотая маска» в номинациях «Лучшая работа режиссера» (Валерий Фокин) и «Лучшая работа художника» (Александр Боровский).
Одним из важнейших достоинств спектакля театр называет блестящий актерский ансамбль, поясняя: «Несмотря на то, что за годы жизни спектакля менялись исполнители, каждый раз “Женитьба” объединяла профессионалов высокого уровня. Роль Подколесина исполняли народный артист России Игорь Волков, артист Андрей Матюков, Кочкарева – Дмитрий Лысенков, Александр Поламишев; Агафью Тихоновну – Юлия Марченко, Наталья Панина, Алена Вожакина, Полина Теплякова».
В настоящее время Подколесина играет Владимир Кошевой, Кочкарева – Иван Ефремов, Агафью Тихоновну – Василиса Алексеева.
Сценическая жизнь комедии Гоголя «Женитьба» началась на Александринской сцене в 1842 году. В том премьерном спектакле роль Подколесина исполнял великий русский актёр Александр Мартынов. И с этого времени, наряду с «Ревизором», «Женитьба» традиционно украшала афишу Александринского театра.
В своем спектакле Валерий Фокин раскрывает острый конфликт стремящегося сохранить свой личностный мир героя с приобретающей абсурдный, почти балаганный облик, действительностью. Образ открывающегося то снаружи, то изнутри балагана, созданный известным сценографом Александром Боровским, подчеркивает активную динамику переходов из мира внутренних фантазий героя, устроившегося на удобном, почти «обломовском» диване, во внешний – враждебный и неустойчивый мир, где герой чувствует себя крайне неуверенно.
«…на фигурных коньках “Женитьбу” за 165 лет еще ни разу не играли. В неожиданности и оригинальности такому прочтению пьесы не откажешь. Внешне эффектное, сделанное как будто на злобу дня, однако такое устойчивое, крепкое, внятное и совершенное по технике исполнения, что проверку временем выдержит точно, и не одну», – писала после премьеры в 2008 году «Российская газета».