Автор сценографии всех вышеназванных спектаклей – Александр Боровский. Макеты декораций к спектаклю «Рождение Сталина» представлены в авторской инсталляции Михаила Платонова (сценография Николая Рощина).
Александр Боровский – заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, театральных премий «Золотая маска», «Золотой софит», «Хрустальная Турандот» и многих других – сотрудничает с Александринским театром с 2002 года, за это время оформил восемь спектаклей художественного руководителя театра Валерия Фокина. Александр Боровский работал в ведущих российских театрах и за рубежом, сочинял сценографию к спектаклям Сергея Женовача, Галины Волчек, Льва Додина, Юрия Бутусова и других.
Михаила Платонова, с 1978 года служащего в Александринском театре, сегодня называют одним из лучших театральных художников-технологов Санкт-Петербурга. Он более тридцати пяти лет занимается изготовлением театральных макетов, сценических выгородок, планировок и чертежей к спектаклям. О его работе в 2023 году актриса Ольга Белинская сняла документальный фильм «Дон Кихот за сценой», лента была продемонстрирована зрителям открытия экспозиции.
«Одним из главных свойств режиссерской профессии Валерий Фокин считает умение постановщика “мыслить динамически развивающимся пространством”. А это значит, что режиссер должен обладать особым пространственным видением спектакля. Пространственный образ – уже в значительной степени решение и концепция спектакля. А потому работа режиссера со сценографом приобретает в творческих замыслах Фокина огромное, если не решающее значение», – поясняют в театре.
Все знаменитые спектакли Валерия Фокина, осуществленные на Александринской сцене, отличаются оригинальным решением сценического пространства. Будь то лестничная клетка – своеобразный «подъезд жизни» – в «Живом трупе» Льва Толстого или арена-каток, огороженная дощатыми стенами с огромным окном в гоголевской «Женитьбе», своды и арки с колоколами в «Блаженной Ксении» или меняющиеся, как на съемочной площадке, игровые павильоны в «Рождении Сталина», – везде пространственный образ выявляет обобщающий смысл происходящего и вместе с тем создает игровой ритм действия.
Так говорят о Михаиле Платонове в родном театре: «Работа Валерия Фокина со сценографами всегда проходит необходимую и очень плодотворную стадию – макетирование сценического пространства. И здесь талант художника-макетчика становится определяющим. Постараться раскрыть и продемонстрировать динамические, мизансценические, фактурные возможности сценографии, вписать замысел художника в пространство Александринской сцены с ее габаритами, оптическими особенностями, выверить соотношение размеров и масштабов конструкций, показать возможности различных в том числе и световых эффектов – все это входит в задачу автора макета. Михаил Платонов обладает всеми необходимыми для этого свойствами, ибо он прежде всего художник. Сам являясь сценографом, художником-графиком, он вместе с тем обладает, как говорят, “золотыми руками”, которые создают макет до мельчайших деталей. Но умение схватить и развить идею художника-постановщика, сделать ее пространственно-материальной в нем ценят все, кто соприкасается с ним в работе. Работая с крупнейшими режиссерами и сценографами, Михаил Платонов становится их творческим помощником, активно способствуя раскрытию и воплощению их творческих идей».