В течение недели в рамках программы прошли показы 16-ти фестивальных спектаклей, в числе которых были и постановки театров-участников Ассоциации.
Экспертный совет в составе главного режиссера Башдрамы Айрата Абушахманова (председатель), известных столичных театральных критиков Анны Степановой, Екатерины Морозовой, Андрея Пронина (ответственный секретарь Совета Ассоциации), заслуженного деятеля искусств Башкортостана Галины Вербицкой, уфимского театроведа и театрального критика Айсылу Сагитовой, а также известного казахского актера, режиссера, заслуженного деятеля Республики Казахстан Нурканата Жакыпбая определили победителей в каждой из заявленных номинаций.
![](https://info-ant.ru/wp-content/uploads/2024/05/img_2378-800x500.jpg)
В номинации «Лучшая режиссерская работа» присуждены два приза. Победителями признаны Степан Пектеев за постановку спектакля «Йыван Кырла. Путевка в жизнь» (Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана) и Уланмырза Карыпбаев за спектакль «Белый пароход» Иссык-Кульского областного музыкального драматического театра имени К. Жантошева (Кыргызстан).
В номинации «Лучшая мужская роль» победителем стал Бауыржан Нурмаганбетов за роль Нарша в спектакле «Карагоз» (Карагандинский областной академический казахский драматический театр им. С. Сейфуллина, Казахстан).
![](https://info-ant.ru/wp-content/uploads/2024/05/korol-lir-002-552x800.jpg)
«Лучшей женской ролью», по мнению жюри, стала роль Корделии/Шута в исполнении Амины Агкацевой в спектакле «Король Лир» Северо-Осетинского академического драматического театра имени В. Тхапсаева.
«Король Лир» Театра Тхапсаева также отмечен в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Награда присуждена Аслану Тигиеву за роль Эдмунда.
Награда за «Лучшую женскую роль второго плана» отправилась в Иссык-Кульский областной музыкальный драматический театр им. К. Жантошева (Кыргызстан): Света Абдыкадырова отмечена за роль Бекей в спектакле «Белый пароход».
![](https://info-ant.ru/wp-content/uploads/2024/05/IMG_0042-ББ-800x452.jpg)
Салаватский башкирский драматический театр со спектаклем «Помилование» по повести М. Карима взял приз за «Современное решение национальной классики». Первенство в номинации «Лучшее аудиовизуальное решение» принадлежит спектаклю «Пепел» Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. В категории «Лучшее музыкально-пластическое решение» отмечен спектакль «Кулагер» Казахского академического театра для детей и юношества имени Г. Мусрепова (Алматы, Казахстан).
![](https://info-ant.ru/wp-content/uploads/2024/05/075a1500-965x643-1-800x533.jpg)
Следующим образом распределились специальные призы фестиваля: за воплощение образа национальной героини Тугзак в спектакле «Алтынчеч. Наследие» Альметьевского татарского драматического театра награждена актриса Мадина Гайнуллина; за своеобразие актерского воплощения образа Эльзы в спектакле «Кукушкины слезы» Чувашского театра юного зрителя им. М. Сеспеля отмечена Венера Пайгильдина; за яркое воплощение образа Орозкула в спектакле «Белый пароход» был награжден Канат Шабдалиев (Иссык-Кульский областной музыкальный драматический театр им. К. Жантошева, Кыргызстан); за глубокий психологизм образа Буренкина приз взял Якуп Шарипов, сыгравший в спектакле «Помилование» Салаватского башкирского драматического театра; за талантливое воплощение образа Карагоз в спектакле «Карагоз» получила награду Анели Сагындыкова (Карагандинский театр им. С. Сейфуллина, Казахстан); Асет Имангалиев, актер Казахского театра для детей и юношества, был выделен жюри за создание поэтического образа Акан Сери в спектакле «Кулагер»; за самобытное прочтение прозы Чингиза Айтматова специальным призом отмечен спектакль «Пегий пес, бегущий краем моря» Дагестанского кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова; за обращение к русской классике приза удостоился спектакль «Ловелас» по пьесе В. Семеновского по мотивам романа Ф. Достоевского Абхазского драматического театра имени Самсона Чанба.
«В фестивале приняли участие 15 спектаклей, из них два внеконкурсные: их показали Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури и Псковский академический театр драмы им. А. Пушкина. Такие фестивали, как “Туганлык”, нужны для того, чтобы укрепить межнациональные, межрегиональные связи, для того, чтобы артисты театров-участников могли пообщаться между собой в неформальной обстановке и в то же время посмотреть на достижения своих коллег, соседей, гостей нашей страны. И, конечно, фестиваль дает уникальную возможность уфимцам посмотреть лучшие спектакли последних сезонов, не уезжая из своего города», – прокомментировал итоги директор Башдрамы, директор фестиваля Иршат Файзуллин.
«Я рад, что фестиваль состоялся и что в этом году он расширил свой формат – теперь это не только фестиваль тюркских театров, а фестиваль национальных театров вообще. Сегодня остро стоит вопрос: как ставить национальную классику? И спектакли, участвующие в конкурсе, позволяют сделать вывод, что театры находят любопытнейшие ходы для того, чтобы создать современный, яркий, неожиданный спектакль на национальном материале и на национальном языке», – поделился с пресс-службой фестиваля Андрей Пронин.
Напомним, что фестиваль открыл внеконкурсный показ спектакля принимающей стороны – «Красный паша» Башкирского драмтеатра, также вне конкурса был показан спектакль «Морфий» Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина (филиал Национального драматического театра России – Александринского театра).